UAZ

Оригинал статьи: http://ulpravda.ru/narodka/rubrics/eto-interesno/shumakher-na-uazike

Автор: Андрей Творогов

Что чувствует человек, который на всех парах влетает на внедорожнике
в другой перевернутый автомобиль? Только не страх!
— Участвовать в гонках безопаснее, чем ехать на маршрутке, — смеется ульяновский «Шумахер» водитель-испытатель Михаил Кутинов. И, наверное, лукавит — машина его разбилась всмятку.
Сейчас Михаил (дважды серебряный и бронзовый призер чемпионатов России) идет первым во всероссийских гонках — кроссе по бездорожью. Собирается брать золотую медаль России! Три этапа ралли из восьми позади, а проходят они в течение всего года с перерывами в  месяц-другой. Столько времени обычно уходит на ремонт гоночных «болидов» и подготовку к следующему этапу. Чтобы посмотреть, как проходит эта подготовка, а заодно познакомиться с настоящими гонщиками, «Народная» посетила Ульяновский автомобильный завод: именно его команду представляет Михаил Кутинов.

А сердце — старое
В «цех» спортсменов УАЗа нас проводит Александр Ершов — один из двух заслуженных тренеров по автоспорту в стране(!). Именитый гонщик давно отошел от дел — теперь немногословен.
— Да, в наше время, чтобы стать мастером по автоспорту, нужно было выиграть всесоюзные соревнования, но теперь все проще, — смеется он. — А гонки… Все, откатал я свое, время молодых. Тренирую и готовлю, вы с ними лучше поговорите. Вот Михаил — наша восходящая звезда!
Михаил как раз работает с трансмиссией очередного автомобиля. Не своего, правда, — помогает братьям по команде. Всего спорт­сменов в УАЗе десяток, участвуют они в кроссе и ралли. Увидев нас, Михаил заговорчески переглядывается с наставником и ведет нас в соседнее здание — показать свой автомобиль.
— Боже, и эта груда металла — ваш автомобиль?!
— Да, — смеется гонщик. — Спасибо Рязани! Ладно, шутки в сторону. Это его старый корпус. Металлолом!
Вдоволь насладившись нашей реакцией, Михаил открывает дверь ангара, в котором ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стоит его автомобиль — в новеньком корпусе цвета хаки.
— Вы можете подумать, что это другая машина, а другой тут только корпус. Сердце — пламенный мотор — то же, — рассказал гонщик, — в этом смысл кросса — все этапы, несмотря на то что они проходят в разных климатических поясах и в разное время, нужно проехать на одном автомобиле. И притом отечественной сборки.

Варяги не вывозят
Как правило, участники выбирают УАЗы, «Нивы», а некоторое время назад пробовали и иномарки местной сборки. От них, правда, быстро отказались — не «вывозят» русскую грязь «варяги».
На обслуживание автомобиля после гонки уходит около месяца-двух, поэтому работают в аврале и иногда не успевают довести «болид» до ума. А ведь его подготовка, признался Михаил, это 90% успеха!
— Ну я не сказал бы, — вдруг медленно сказал чемпион старой школы Александр Ершов. — Главное, как мы говорим, — прокладка между сиденьем и автомобилем. То есть навыки. Вспоминаю старые соревнования в Польше. Победили на «уазике» в 90 лошадиных сил. У конкурентов были машины под 200. После турнира подходят француз с немцем и спрашивают, мол, что за  зверь-машина. Всего 100 лошадиных сил, — хвастаюсь французу. А немец говорит: «Врете! Из нее больше 90 не выжать!». И все равно побеждали!
Навык навыком, а «настройка» автомобиля — это все-таки главный элемент подготовки к ралли. Этап, кстати, дорогостоящий — только ремень безопасности может стоить 40 тысяч! А весь «тюнинг» может встать и в 2–3 миллиона. Так что гонками не от профессиональных команд занимаются люди небедные или имеющие богатых спонсоров. Но вернемся к «прокладке» и  наконец-то поговорим по душам с настоящим гонщиком нашего времени Михаилом.

Водитель — это приговор
Михаил Кутинов представляет команду Ульяновского автомобильного завода с 2006 года. Как он попал в нее? Учился в  7-м заводском училище на профессию «водитель». В детстве больше увлекался ледовыми гонками на мотоциклах. Кумиром был Сергей Тарабанько.
— Учился и учился, но простая работа с автомобилями — это все-таки не так интересно, хотелось водить, хотелось приключений. Ушел в армию — и там был водителем. А потом вдруг по чистой случайности попал в экспериментальный цех УАЗа, — вспоминает мужчина. — Чем занимался этот цех? Проектировкой автомобилей. Нас к ним не допускали — что взять, мальчишки! Но водитель — это приговор. Так что в скором времени я и сам получил необходимый допуск.
— Первая моя большая гонка? Да я на первом же круге в первом же заезде почти списал автомобиль! — засмеялся мужчина. — Ну что, я был зеленый мальчишка, а хотел сразу пойти в финал, обойти фаворита. Результат предсказуем: кульбит — и машина все.

Бесстрашные
А страшно не было. На гонках, рассказывает мужчина, вообще не страшно — все-таки система безопасности в машинах абсолютная. Как ни перевернись, что ни произойди, а останешься жив и зафиксирован! В маршрутках в городе опаснее, чем на трассе.
— Ну я немного слукавил, в Рязани на прошлой гонке мне все-таки было страшно. Но не за себя. За того водителя, в которого я врезался. Хорошо, что он лежал спиной ко мне. Днищем, а не кабиной. Иначе — все, погиб бы!
Отправляемся в «Штаб» спортсменов — это кабинет заслуженного тренера. В просторном помещении целая стена заставлена кубками — в год команда УАЗа привозит несколько десятков. И это только командных! Первые в кабинете датируются 1974 годом, последние — этим, 2017-м, за этапы всероссийского ралли! Здесь тренер составляет расписание выездов: география от Поволжья до Урала.
— Как жена отпускает? Хо-хо, я с ней так и познакомился. Подробностей разглашать не буду, но приезжал я к ней на служебном автомобиле, — засмеялся Михаил. — А вообще гонки меня многому научили на дорогах. Вести себя спокойно. Ничего не бояться. Соблюдать правила. И помнить — ты не на гонке. Торопиться некуда

ВСЕ НОВОСТИ